Новости Выставки Статьи Доска объявлений
СТАТЬИ

Раздел: лестницы

Основные материалы для лестницы

Основные материалы для лестницыИтак, у Вас есть проект и смета на лестницу. Обычно заказчик выдаёт предоплату на материалы и с полученными деньгами Вы отправляетесь на закупку. Ни в коем случае не следует перепоручать это важное дело третьим лицам, от качества поверхности деревянных деталей зависит конечный результат Вашей работы.

Неплохо привлечь к такой поездке заказчика, чтобы не возникало лишних вопросов по ценам, а решения по замене одних материалов другими можно было бы принимать оперативно. Приготовьте спецификацию, а ещё лучше, возьмите весь проект. Бывает, что, с одной стороны, деталь, например, столб или ступень, имеет значительные дефекты.

Посмотрите по чертежам, а нельзя ли повернуть деталь этими дефектами к стене или вниз, где их никто никогда не увидит. Не кидайтесь на первое же предложение, а сравните нескольких поставщиков, ведь деньги немалые, по цене лестница обычно близка к цене автомобиля. Для покупки материалов надо выделить целый день, чтобы неспеша отобрать необходимые детали без дефектов на видимых поверхностях — выводить будет очень трудно.

Опишем общую конструкцию заготовок и свойства древесины. Очень трудно высушить дерево так, чтобы оно не растрескалось. В старину заготовки для важных деталей сушили десятки лет, и кое-где ещё может встретиться такая редкость. Автору один раз пришлось делать лестницу из кондовой (мелкослоистой) владимирской сосны, широкие доски для которой были взяты при сносе деревянного особняка 19 века в центре Москвы. Из них удалось отобрать достаточно неповрежденных трещинами и гнилью частей для ступеней и тетив шириной 280 мм. Ни в процессе монтажа, ни после нескольких лет эксплуатации трещин в них не появилось и лестница не покоробилась.

Но будем исходить из конкретных условий — материал придётся брать новый. Самыми распространенными породами, используемыми для внутренней отделки помещений и изготовления межэтажных лестниц, являются бук и дуб. Оба этих вида древесины относят к ценным твердолиственным породам с очень близкими механическими свойствами. Лестницы из массива дуба примерно на 30-60% дороже аналогичных из массива бука. Разницу в стоимости объясняют ценой сырья и большей длительностью процесса камерной сушки дуба.

Качественная камерная сушка по 1-й и 2-й категориям — непременное условие хорошей лестницы. Древесина, высушенная таким способом, должна иметь равномерную по всему объему влажность 8±2%, и не иметь дефектов, связанных с сушкой. Если древесина недостаточно высушена, т.е. влажность более 10%, или неравномерно просушена по объему, то в процессе эксплуатации это может привести к короблению изделий и появлению щелей между отдельными деталями лестницы. Стабильное качество сушки — проявление высокой технологии и доступно далеко не всем производителям. При покупке следует проверить влажность заготовки электронным прибором.

Понятие "100% массив древесины" означает, что все изделие сделано из натуральной древесины, а не из цельного куска (ствола) дерева. Только живое, несрубленное дерево может сохранять целостность и прочность структуры древесины. Высушенная, обезвоженная древесина изменяет свои линейные размеры, причем в разных направлениях эти размеры изменяются по-разному, усушка по окружности ствола всегда больше, чем поперёк волокон. К сожалению, древесина при сушке не столь пластична, как того хотелось бы, и если изменение этих линейных размеров превышает допустимую упругую деформацию, древесина разрывается (растрескивается).

Особенно трудно работать с массивом твердолиственных пород, т.к. их допустимая деформация мала. Отсюда следует, что если мы хотим иметь объемное (крупное) изделие из 100% массива древесины без трещин и без внутренних напряжений, мы должны его склеить из относительно небольших кусков (ламелей). Чем мельче ламели, из которых склеивают массив древесины, тем надежнее изделие. Однако детали из очень мелких ламелей становятся просто пёстрыми, что пригодно для несущих частей, но плохо для ступеней и столбов. Оптимальные размеры ламелей, их сечение и длина зависят от конкретных конструктивных условий.

Для большей надежности ламели специально ориентируют, подбирают в пределах каждого изделия. Высокое качество склеиваемого массива обеспечивает не только подбор ламелей по виду распила и по цвету, но и по влажности древесины. Если соседние ламели в изделии имели существенно различающуюся влажность, то они, соответственно, дадут разные деформации после окончательного высыхания изделия в процессе эксплуатации. От этого может пострадать внешний вид уже лакированной поверхности, получаются так называемые "ступеньки" между ламелями.

Высококачественный массив твердых пород клеят в специальных приспособлениях — ваймах и прессах. Качество склейки зависит от влажности склеиваемой древесины, температуры склеиваемых заготовок, качества клея, усилия сжатия и времени выдержки. Только соблюдение всех этих технологических условий дает стабильный и хороший результат.

Современные клеи позволяют делать очень прочные соединения. Испытания на разрыв образцов древесины твердых пород показывают, что прочность клеевого шва выше, чем прочность самой склеиваемой древесины. Опыт показывает, что прочность клеевого шва не зависит от того произведена ли склейка на "гладкую фугу" или на "минишип", т.е. гладких или ребристых поверхностей. Ребристую склеиваемую поверхность используют, только если ламели склеивают в длину торцами. Изделие считается хорошо склеенным, когда "минишип" не выставляется "напоказ", что иногда бывает на торцах косоуров. Одно время для склейки ламелей в длину применяли технологию "хоффман", при которой для стыковки использовали деталь из пластмассы. При вырезке косоуров эти пластмассовые вставки иногда попадали на самые заметные места лестницы. Очень скоро фирмы отказались от такой стыковки ламелей и вернулись к традиционным "минишипам".

Обратите внимание на качество обработки лицевых поверхностей покупаемых заготовок. На них не допустимы какие-либо следы от режущего инструмента: царапины, волны, выхваты и т.п. Поверхность обязательно должна быть шлифованная, причем не допускается шлифовка поперек волокон. Такая шлифовка оставляет следы от абразивного материала, не скрываемые лаком. Также не следует использовать никаких шпаклевок для заделки дефектов обработки, сушки и пороков древесины.

Нередко на рынке можно встретить детали с закрашеными масляной краской торцами, якобы для лучшей сохранности древесины. На самом деле под краской прячут самые серьёзные дефекты и в любом случае Вам придётся отпиливать от торца детали не менее 15-20 мм. В зависимости от подбора ламелей по виду распила лицевая поверхность может быть тангентальной, радиальной и рустикальной. Тангентальный распил — лицевая плоскость поверхности доски близка или совпадает с плоскостью, касательной к поверхности годовых колец дерева. Радиальный распил — лицевая плоскость поверхности доски близка или совпадает с плоскостью перпендикулярной к годовым кольцам дерева. Рустикальный распил — лицевая плоскость поверхности доски расположена под углом, близким к 45° по отношению к радиальной или тангентальной плоскости. Для конкретной лестницы лучше подбирать детали (особенно ступени) с одинаковым видом распила и хотя бы примерно похожими по цвету.

Другой важный вопрос — возможное искривление деталей. Покоробленность может быть обратимой и необратимой. Необратимая покоробленность — производственный брак. Обратимая покоробленность — распространенное явление, происходящее при неправильном хранении фрагментов лестницы до ее монтажа. Она возникает, когда противоположные плоскости деревянного изделия обретают разную влажность. В этом случае более сырая поверхность станет выпуклой. Перед установкой такую деталь следует "кондиционировать", т.е. придать обеим ее сторонам одинаковую влажность. Например, можно слегка опрыскать сухую сторону детали водой и обернуть изделие в полиэтиленовую пленку. Примерно через 2-3 часа покоробленность исчезнет. Также можно прислонить изделие выпуклой стороной к батарее водяного отопления, но при этом надо внимательно следить за процессом и вовремя переставлять деталь выпуклыми местами к теплу.

У всех серьёзных продавцов заготовки лестницы упакованы по одной в полиэтиленовую пленку, чтобы не пылились и не отсырели при хранении. Распечатывать плёнку при покупке не следует, свозь неё поверхности детали видно достаточно хорошо.

При покупке обязательно держите при себе списки, отмечайте в них отобранные детали и материалы. Купить всё необходимое для лестницы в одном месте невозможно, так что поездок предстоит несколько. Укладывайте детали в автомашину очень аккуратно, на картонные прокладки и плотно к переднему борту кузова, чтобы груз не сместился при резком торможении.

Всегда заранее подготавливайте место для разгрузки деталей на объекте строительства. Это обязательно должно быть теплое и сухое помещение недалеко от места монтажа. Для временного хранения детали лучше укладывать вертикально, а не наваливать друг на друга, чтобы можно было взять любую, не переваливая весь груз.


Источник: "Современные лестницы", Новицкий О.В.

Список статей раздела: лестницы
ПОИСК








REWERS.RU - Современные технологии строительства и ремонта
© Все права защищены, 2008-2017
E-mail: info@rewers.ru